Логопедия и нейрологопедия — методы работы с детьми, направленные на развитие и восставновление речи, но никак не конкурирующие между собой. Логопед занимается профилактикой и лечением речевых расстройств, не связанных с неврологическими проблемами. В случае, когда у ребенка коммуникативные расстройства связаны с поражением центральной нервной системы, в работу подключается нейрологопед.
Нейрологопедия — это направление в логопедии с целью диагностики и лечения орофациальных нарушений, которые возникают в области лица и полости рта в результате поражений нервной системы у детей и взрослых. Эта методика появилась на стыке педагогических приемов и медицинских знаний анатомии и биомеханики головы, а также общей неврологии.
Чтобы ребенок заговорил, необходимо созревание нужных мозговых структур и востребованность такой коммуникации извне. Нормально развивающийся малыш, никогда не слышавший речи, никогда и не заговорит, а с его взрослением деградируют участки мозга, отвечающие за это, и научить такого ребенка говорить станет невозможно.
Нейрологопедия изучает, какие зоны нашего мозга определяют развитие и отвечают за речь, письмо, чтение, узнавание и запоминание предметов и лиц. На основании этих знаний выстраиваются эффективные методики помощи детям и взрослым с различными нарушениями ЦНС.
Таким образом, нейрологопед имеет как медицинское, так и педагогическое образование. В его обязанности входит устранение неврологических нарушений педагогическими методами:
- специальные системы тренировок;
- двигательные упражнения;
- развивающие игры;
- массаж;
- логопедические занятия.
- мануальная терапия
На занятиях используется очень много сенсорного материала, чтобы заинтересовать дошкольников и школьников и развить у них сенсорную интеграцию. Часто применяются упражнения на межполушарное взаимодействие, так как дети с расстройством речи почти всегда имеют нарушения связи между полушариями мозга.
Все занятия направлены на формирование слаженной работы различных структур речи и, как следствие, на стимуляцию ее гармоничного развития. Также важна и психофизиологическая коррекция, и обучение родителей нужным навыкам общения с ребенком.
Нейрологопед устраняет причины нарушений речи, добивается нормального естественного речевого развития путем стимуляции нужных процессов в головном мозге человека. Такой специалист эффективно помогает детям и взрослым с речевыми патологиями.
Обычный логопед занимается упражнениями по развитию самого навыка, не углубляясь в причины. Помогает ребенку выговаривать нужные звуки и слова. Логопедические методики безусловно эффективны и проверены годами. Полностью здоровому малышу таких занятий достаточно, чтобы начать быстрее и правильнее разговаривать. Однако, зачастую, проблемы речи и глотания имеют глубокий неврологический подтекст. И крайне малый процент детей нуждается в чистой логопедии. До 85% случаев это все-таки вотчина нейроспециалиста